Возможность аварийной остановки технических средств предназначена для снижения риска поражения людей работающими или движущимися механизмами или электрическим током. Многим хорошо знаком «Стоп-кран» в поездах. Также в общественном транспорте можно встретить кнопки подачи аварийного сигнала водителю от пассажиров, кнопки аварийного открытия дверей. Особая роль у устройств аварийной остановки и аварийного отключения в промышленности. Они предназначены для защиты персонала и оборудования в той самой «аварийной», в нештатной ситуации.
Разработано несколько нормативных документов, которые устанавливают требования к устройствам аварийной остановки и аварийного выключения для технологического оборудования, а именно.
- ГОСТ Р МЭК 60204-1-2007. Электрооборудование машин и механизмов. Часть 1. Общие требования.
- ГОСТ Р 51336-99. Безопасность машин. Установки аварийного выключения. Функции. Принципы проектирования.
Но даже при наличии регламентированных требований, производители оборудования с завидной регулярностью их нарушают. Например, технические решения по размещению устройств аварийного выключения требуют:
ГОСТ Р 51336-99. Пункт 4.4.2. Органы управления системы аварийного выключения должны быть сконструированы так, чтобы они были легко доступны и безопасны для персонала или лиц, которым необходимо на них воздействовать. Примечание - Меры против ненамеренного включения не должны влиять на доступность.
ГОСТ Р МЭК 60204-1-2007. 10.8.4 Использование устройства отключения питания для осуществления аварийного отключения Если устройство отключения питания при аварийном отключении должно действовать локально, оно должно быть легкодоступным и удовлетворять требованиям по окраске в соответствии с 10.8.3.
На практике устройства аварийного выключения могут НЕВЕРНО располагать как на значительном удалении от места расположения персонала — сотруднику придется тянуться к кнопке «СТОП» через кожух работающего редуктора/вала электродвигателя, который может загореться/задымиться/расколоться на части во время работы.
А могут НЕПРАВИЛЬНО размещать в районе движущихся или вращающихся устройств и материалов:
Ранее, когда я разрабатывал нормы по автоматизации магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов для АК"Транснефть", решения по размещению и подключению кнопки "СТОП" аварийной остановки насосной станции пришлось формулировать впервые. В основу были положены принципы:
- выполнение действующих федеральных норм,
- контроль исправности цепей управления,
- защита от случайной или ошибочной активации,
- однозначная идентификация кнопки на местности,
- расположение, обеспечивающее доступ в аварийной ситуации.
На мой взгляд, эти же принципы должны использоваться при проектировании любой системы управления с устройством аварийного отключения.