АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТП
ПН-ПТ: 9.00 - 18:00

Нормативные требования по размещению устройств аварийного отключения оборудования

  Возможность аварийной остановки технических средств предназначена для снижения риска поражения людей работающими или движущимися механизмами или электрическим током. Многим хорошо знаком «Стоп-кран» в поездах. Также в общественном транспорте можно встретить кнопки подачи аварийного сигнала водителю от пассажиров, кнопки аварийного открытия дверей. Особая роль у устройств аварийной остановки и аварийного отключения в промышленности. Они предназначены для защиты персонала и оборудования в той самой «аварийной», в нештатной ситуации.

   Разработано несколько нормативных документов, которые устанавливают требования к устройствам аварийной остановки и аварийного выключения для технологического оборудования, а именно.

  1. ГОСТ Р МЭК 60204-1-2007. Электрооборудование машин и механизмов. Часть 1. Общие требования.
  2. ГОСТ Р 51336-99. Безопасность машин. Установки аварийного выключения. Функции. Принципы проектирования.

  Но даже при наличии регламентированных требований, производители оборудования с завидной регулярностью их нарушают. Например, технические решения по размещению устройств аварийного выключения требуют:

  ГОСТ Р 51336-99. Пункт 4.4.2. Органы управления системы аварийного выключения должны быть сконструированы так, чтобы они были легко доступны и безопасны для персонала или лиц, которым необходимо на них воздействовать. Примечание - Меры против ненамеренного включения не должны влиять на доступность.

  ГОСТ Р МЭК 60204-1-2007. 10.8.4 Использование устройства отключения питания для осуществления аварийного отключения Если устройство отключения питания при аварийном отключении должно действовать локально, оно должно быть легкодоступным и удовлетворять требованиям по окраске в соответствии с 10.8.3.

  На практике устройства аварийного выключения могут НЕВЕРНО располагать как на значительном удалении от места расположения персонала — сотруднику придется тянуться к кнопке «СТОП» через кожух работающего редуктора/вала электродвигателя, который может загореться/задымиться/расколоться на части во время работы.

А могут НЕПРАВИЛЬНО размещать в районе движущихся или вращающихся устройств и материалов:

 

  Ранее, когда я разрабатывал нормы по автоматизации магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов для АК"Транснефть", решения по размещению и подключению кнопки "СТОП" аварийной остановки насосной станции пришлось формулировать впервые. В основу были положены принципы:
- выполнение действующих федеральных норм,
- контроль исправности цепей управления,
- защита от случайной или ошибочной активации,
- однозначная идентификация кнопки на местности,
- расположение, обеспечивающее доступ в аварийной ситуации.

На мой взгляд, эти же принципы должны использоваться при проектировании любой системы управления с устройством аварийного отключения.

ВКОНТАКТЕ
Будьте В КОНТАКТЕ с нами!
Подключиться!
Instagram

Этот сайт использует cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, Вы даёте согласие на работу с этими файлами. Политика конфиденциальности.