АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТП
ПН-ПТ: 9.00 - 18:00

Варианты финансирования проекта модернизации АСУ ТП

(24.12.2024)

  Рассмотрим сложившиеся в настоящее время варианты финансирования проектов модернизации автоматизированных систем управления.
  Обязательным условием успешной модернизации любого технологического оборудования является наличие технического задания. Думаю, многие знакомы с фразой: «Нет ТЗ – будет ХЗ». При этом «ХЗ» - это не «икс три», а именно «Хэ Зэ». Также необходимо уточнить, что под ТЗ подразумеваются не формальные пожелания, что все должно быть хорошо. Техническое задание - конкретные требования, что именно необходимо выполнить или модернизировать, оформленные в полном соответствии с ГОСТ. Надо понимать, что ТЗ фактически выступает пояснительной запиской к документации для проекта модернизации АСУ ТП. Такое задание требует длительной проработки и высокого уровня квалификации специалистов.
  Приложением к ТЗ должна быть исполнительная документация на оборудование со всеми актуальными изменениями за время эксплуатации. Самый лучший (правильный) вариант – это комплект документов в соответствии с действующими нормами.
  При наличии «правильного» технического задания системный интегратор имеет информацию о полном объёме оказываемых услуг, материалах, необходимых для их выполнения. Учитывая трудоемкость обозначенных в ТЗ услуг и текущую стоимость материалов, потенциальный подрядчик может посчитать итоговую стоимость проекта и оформить соответствующее технико-коммерческое предложение. Именно ТКП ждет заказчик, чтобы определиться с конкретным подрядчиком, а также бюджетом. При таком порядке стоимость работ может быть зафиксирована договором. Договором также определяются размер финансирования, границы ответственности системного интегратора-исполнителя, итоговый результат.
  Этот вариант взаимодействия интегратора (исполнителя, подрядчика) и заказчика возможен со считанным количеством предприятий, на которых годами сложилась технология (правильнее назвать «культура») сопровождения автоматизированных систем. Большинство организаций, принимая решение модернизировать систему управления, не обладают необходимой информацией/документацией в полном объеме, а именно могут отсутствовать:
  - конкретные технические требования в ТЗ,
  - в полном объеме исполнительная документация: схемы, спецификации, кабельные журналы, протоколы испытания,
  - «проект» программного обеспечения, который позволяет вносить изменения,
  - информационное обеспечение взаимодействия, настройки микропроцессорных устройств,
  - организационное обеспечение в виде инструкций, технологических карт процесса.
  Классическим, но при этом наиболее длительным, методом выполнения работ является разработка всех необходимых или отсутствующих документов и видов обеспечения АСУ ТП. Работа выполняется поэтапно. Каждый такой этап может быть оценен и профинансирован собственником, но стоимость следующего этапа формируется только после завершения предыдущего. После восстановления полного комплекта документов и после разработки «правильного» ТЗ возможен расчет стоимости проекта модернизации.
  На практике при отсутствии у заказчика какой-то информации (вида обеспечения автоматизированной системы) применяется принципиально другой метод финансирования. С целью сокращения сроков выполнения, а значит их стоимости, заказчик фактически оплачивает время (человеко-часы) оказания услуг сотрудниками фирмы-интегратора, которые находятся непосредственно на предприятии под руководством сотрудников заказчика. Получение или восстановление необходимой информации, документации происходит также по месту по необходимости. Финансирование таких работ происходит этапами: еженедельно, ежемесячно или иными удобными временными промежутками.
  К сожалению, заранее определить итоговую величину затрат этим методом финансирования невозможно. Проект выполняется до тех пор, пока собственник не получит результат. Все риски, связанные с необходимостью восстановить (разработать) отсутствующую документацию/обеспечение АСУ ТП берет на себя заказчик, так как именно он не смог эту документацию предоставить.
  При этом для собственника такой вариант взаимодействия с исполнителем имеет ряд положительных моментов:
  - финансирование всегда может быть ограничено фактически потраченными на данный момент денежными средствами.
  - в процессе выполнения возможно любое изменение состава, объема услуг, иных требований, так как все отклонения от первоначального задания оплачиваются по факту.
  - минимальный срок выполнения проекта, так как взаимодействие между специалистами происходит напрямую,
  - собственник всегда знает, на какой стадии находится выполнение проекта, так как получает оперативно эту информацию от сотрудника подрядчика.
  Надо заметить, что «почасовой» вариант сотрудничества десятилетиями используется в таких направлениях, как: IT-сфера (интеграторы 1C, Битрикс24), строительно-монтажные работы сложных инженерных систем, консалтинг - то есть тогда, когда изначально отсутствует информация о составе и объеме оказываемых услуг, либо они могут измениться во время выполнения.
  Метод оплаты времени специалиста подрядчика является единственным прозрачным вариантом финансирования проекта модернизации автоматизированных систем управления при наличии неопределенностей.

ВКОНТАКТЕ
Будьте В КОНТАКТЕ с нами!
Подключиться!
Instagram

Этот сайт использует cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, Вы даёте согласие на работу с этими файлами. Политика конфиденциальности.