АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТП
ПН-ПТ: 9.00 - 18:00

Нормативная база для диспетчеризации объектов капитального строительства

(22.07.2023)

  В настоящий момент на слуху «цифровизация» различных отраслей народного хозяйства Российской Федерации. В частности, в вопросах проектирования объектов капитального строительства для «цифровизации» предлагается применение BIM-технологии (BIM – Building Information Modelling — информационное моделирование зданий). Идея понятна простому обывателю – это наглядное представление проектируемого объекта, его систем, их взаимодействия на всех этапах жизненного цикла. Идея также поддерживается экспертами – это переход от классического проектирования к моделированию, а в дальнейшем применение искусственного интеллекта (ИИ) для проектирования, строительства и эксплуатации. Но все это «когда-нибудь в будущем». Наша реальность — это несоответствие и неготовность российского законодательства современным передовым технологиям.

 

  Для выполнения контрактов по диспетчеризации зданий и сооружений, в которых заказчиком выступают различные государственные структуры от муниципалитетов до федеральных институтов власти, заказчикам, экспертам и исполнителям контрактов необходима детально разработанная система нормативных документов, в том числе справочники базовых цен, чтобы исключить вопросы от проверяющих и контролирующих органов (в том числе силовых), к составу работ и их стоимости как на этапе подготовки технического задания, проектирования и экспертизы проектной документации, так при сдаче системы диспетчеризации в эксплуатацию.

 

  Да, требования к автоматизированной системе управления и диспетчеризации вновь строящихся, реконструируемых жилых, общественных зданий изложены в СП 256.1325800.2016. Однако, сам документ не дает ответы на вопросы:

  • по какой технологии должна реализовываться система?
  • каким документам должна соответствовать проектно-сметная документация? 
  • что должно входить в состав проектно-сметной документации?
  • на основе каких документов должна создаваться система? 
  • к каким разделам ПСД относятся эти нормативные требования?

  Согласно области применения, СП 256.1325800.2016 устанавливает правила проектирования, монтажа электроустановок. При этом он не распространяется на проектирование «устройств автоматизации санитарно-технических, противопожарных и других технологических установок», являющихся подсистемами для диспетчеризации зданий и сооружений. Все. Приехали.

  Необходимо отметить, что требования к системам диспетчеризации зданий в настоящий момент также отражены в СП 134.13330.2012 (реинкарнация ВСН 60-89). Но этот документ регламентирует проектирование «систем электросвязи». Он также не дает четких указаний: по каким нормам, в каком объеме разрабатывать проектно-сметную документацию на систему диспетчеризации.

 

  Одним из последствий переписывания в двухтысячных годах группы нормативных документов стала неразбериха с разделом пожарной сигнализации (пожарная сигнализация непосредственно взаимодействует с системой диспетчеризации), а именно: требования к составу проектной документации, содержанию чертежей. Выпущенные позже для снятия этой неопределенности нормативные документы: 

  • ГОСТ Р 59638-2021 «Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность», 
  • СП 484.1311500.2020,
  • и некоторые другие 

в итоге тоже не содержат необходимой информации.

  Считается, что неопределенность с составом документации должно «снимать» задание на проектирование системы, в котором заказчик имеет право указать все, что необходимо для создания системы. Увы, на практике этого не происходит. Глупо ожидать в органах власти специалистов, способных самостоятельно разобраться в необходимости какого-то раздела проектной или рабочей документации. Это не их обязанность выступать экспертом в проектировании инженерных систем зданий. На решение этих вопросов как раз направлена система государственных нормативных документов! 

 

  Попытки использовать технологию проектирования АСУ ТП для проектирования систем диспетчеризации тоже не имеют успеха. Достаточно четкая и взаимоувязанная система стандартов АСУ ТП, а именно: 

  • ГОСТ 21.408-2013, 
  • ГОСТ 21.208-2013, 
  • ГОСТ Р 59793-2021 (аналог ГОСТ 34.601-90), 
  • ГОСТ Р 59853-2021 (аналог ГОСТ 34.003-90), 
  • ГОСТ 34.201-2020, ГОСТ 34.602-2020, 
  • ГОСТ Р 59795-2021 (аналог РД 50-34.698-90), 
  • ГОСТ Р 59792-2021 (аналог ГОСТ 34.603-92) -

не соответствует действующей технологии архитектурно-строительного проектирования,  регламентируемой в том числе:

  • статьей 48 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.04 №190-ФЗ,
  • «Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», утвержденным постановлением ПРФ от 16.02.08 №87,
  • положением об экспертизе, регламентируемой статьей 49 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.04 №190-ФЗ,
  • «Положением об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.03.07 №145.

  Как было указано выше, при взаимодействии «Исполнителя» с государственным заказчиком по указанным причинам имеется неопределенность с расчетом и подтверждением сметной стоимости строительства системы диспетчеризации здания. Частично задача определения сметной стоимости может быть решена применением методики, определенной пунктами 115 или 116 «Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации», утвержденной приказом Минстрой России от 04.08.20 №421/пр. Правда, против такого подхода выступают «эксперты-сметчики». 

 

  В текущей ситуации до разработки и принятия необходимой нормативно-технической документации самым простым и законным решением может стать производство системными интеграторами «коробочных» (типовых) решений. И вот эти «коробочные» решения с фиксированной ценой производителя далее могут использоваться проектными организациями для систем диспетчеризации конкретных объектов капитального строительства.

 

Дмитрий Парфенов.

ВКОНТАКТЕ
Будьте В КОНТАКТЕ с нами!
Подключиться!
Instagram

Этот сайт использует cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, Вы даёте согласие на работу с этими файлами. Политика конфиденциальности.