Несовершенство Российского законодательства не позволяет целенаправленно и полноценно обеспечивать развитие национальной экономики. Возможно, действующие нормативно-технические документы даже способствует деградации такого направления экономики, как проектирование. На мой взгляд причина кроется в следующем:
- во-первых, в нежелании разрабатывать нормативные документы на основе современных научных достижений,
- во-вторых, в отсутствии системности в выпускаемой нормативной документации.
Все это в итоге приводит к тому, что действующие нормативные документы противоречат друг-другу. Выпущенные нормативно-технические документы не имеют необходимых пояснительных записок, объясняющих требования, рекомендации, термины и понятия. Складывается впечатление, что строительные нормы и правила:
- не проходят технической экспертизы,
- не имеют соответствующих, в т.ч. научных обоснований.
В качестве примера приведу «Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», утвержденное постановлением ПРФ от 16.02.08 №87 в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2022 года постановлением ПРФ от 27.0522 №963. В этом документе в пункте 22 «х» приведено требование о необходимости разработки «схемы автоматизированного управления технологическим процессом» для раздела 6 «Технологические решения». Ранее термин «схемы автоматизированного управления технологическим процессом» никогда не применялся в нормативных документах. ВНИМАНИЕ! Никакие пояснения, подзаконные акты, иные разъясняющие документы до сих пор к этому новому термину не выпущены:
- что это за схема?
- что они должна содержать?
- по каким нормативным документам ее необходимо разрабатывать?
- к сфере деятельности каких специалистов относится данный документ: технологов или «асушников»?
Например, если указанный документ относится к автоматизации технологических процессов, то целесообразнее всего использовать наименования чертежей, регламентируемых ГОСТ 21.408-2013 или ГОСТ 34.201-2020:
- «Схема автоматизации»,
- «Структурная схема комплекса технических средств»,
- «Схема функциональной структуры»,
- «Схема организационной структуры».
Остается загадкой, почему используется новый термин «схема автоматизированного управления технологическими процессами»? Если рассуждать логически, возможно, имеется в виду АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ система управления. Значит, в работе системы принимает участие персонала в соответствии с п. 2 ГОСТ Р 59853-2021 (ранее ГОСТ 34.003-90). Если же направить рассуждения в другую сторону, то для безопасности технологического процесса необходимо создать и внедрить АВТОМАТИЧЕСКУЮ систему. Например, автоматическую систему противоаварийных защит.
Этот, казалось бы, маленький тематический вопрос не имеет ответа, что создает реальные большие сложности как при подготовке проектной документации, так и при проведении государственной экспертизы. А таких «ляпов» и ошибок в действующей нормативной документации тысячи!
На мой взгляд, для исключения подобных неоднозначностей и противоречащих требований в разных нормативных документах необходимо привлекать научные организации как для подготовки нормативно-технической документации, так и для ее экспертизы. Необходимо создать на основе высших учебных заведений институт научно-технического арбитража, который сможет разрешать споры между системой государственной экспертизы, службам технического заказчика и проектными организациями в таких вопросах, как:
- качество проектной документации,
- требований нормативно-технической документации,
- научное сопровождение разрабатываемой НТД.
Дмитрий Парфенов.