АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТП
ПН-ПТ: 9.00 - 18:00

Предпосылки создания института научно-технического арбитража

(05.08.2023)

 

  Несовершенство Российского законодательства не позволяет целенаправленно и полноценно обеспечивать развитие национальной экономики. Возможно, действующие нормативно-технические документы даже способствует деградации такого направления экономики, как проектирование. На мой взгляд причина кроется в следующем:

  • во-первых, в нежелании разрабатывать нормативные документы на основе современных научных достижений,
  • во-вторых, в отсутствии системности в выпускаемой нормативной документации.

  Все это в итоге приводит к тому, что действующие нормативные документы противоречат друг-другу. Выпущенные нормативно-технические документы не имеют необходимых пояснительных записок, объясняющих требования, рекомендации, термины и понятия. Складывается впечатление, что строительные нормы и правила:

  • не проходят технической экспертизы,
  • не имеют соответствующих, в т.ч. научных обоснований. 

  В качестве примера приведу «Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», утвержденное постановлением ПРФ от 16.02.08 №87 в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2022 года постановлением ПРФ от 27.0522 №963.  В этом документе в пункте 22 «х» приведено требование о необходимости разработки «схемы автоматизированного управления технологическим процессом» для раздела 6 «Технологические решения». Ранее термин «схемы автоматизированного управления технологическим процессом» никогда не применялся в нормативных документах. ВНИМАНИЕ! Никакие пояснения, подзаконные акты, иные разъясняющие документы до сих пор к этому новому термину не выпущены:

  • что это за схема?
  • что они должна содержать?
  • по каким нормативным документам ее необходимо разрабатывать?
  • к сфере деятельности каких специалистов относится данный документ: технологов или «асушников»?

Например, если указанный документ относится к автоматизации технологических процессов, то целесообразнее всего использовать наименования чертежей, регламентируемых ГОСТ 21.408-2013 или ГОСТ 34.201-2020:

  1. «Схема автоматизации»,
  2. «Структурная схема комплекса технических средств»,
  3. «Схема функциональной структуры», 
  4. «Схема организационной структуры». 

  Остается загадкой, почему используется новый термин «схема автоматизированного управления технологическими процессами»? Если рассуждать логически, возможно, имеется в виду АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ система управления. Значит, в работе системы принимает участие персонала в соответствии с п. 2 ГОСТ Р 59853-2021 (ранее ГОСТ 34.003-90). Если же направить рассуждения в другую сторону, то для безопасности технологического процесса необходимо создать и внедрить АВТОМАТИЧЕСКУЮ систему. Например, автоматическую систему противоаварийных защит.

  Этот, казалось бы, маленький тематический вопрос не имеет ответа, что создает реальные большие сложности как при подготовке проектной документации, так и при проведении государственной экспертизы. А таких «ляпов» и ошибок в действующей нормативной документации тысячи!

  На мой взгляд, для исключения подобных неоднозначностей и противоречащих требований в разных нормативных документах необходимо привлекать научные организации как для подготовки нормативно-технической документации, так и для ее экспертизы. Необходимо создать на основе высших учебных заведений институт научно-технического арбитража, который сможет разрешать споры между системой государственной экспертизы, службам технического заказчика и проектными организациями в таких вопросах, как:

  • качество проектной документации,
  • требований нормативно-технической документации, 
  • научное сопровождение разрабатываемой НТД.

Дмитрий Парфенов.

ВКОНТАКТЕ
Будьте В КОНТАКТЕ с нами!
Подключиться!
Instagram

Этот сайт использует cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, Вы даёте согласие на работу с этими файлами. Политика конфиденциальности.